В 2023 году доля параллельного импорта на российском рынке легковых автомобилей оценивалась экспертами в 11–12%. Однако в этом году она снизилась до 8–9%. Ожидается, что осенью, после повышения ставок утилизационного сбора, этот показатель может упасть ещё сильнее.
Летом участники рынка отметили рост числа заказов на автомобили из-за рубежа, оформляемых частными лицами. Причём интерес проявляется не только к премиальным моделям, но и к автомобилям стоимостью от 2 до 5 млн рублей. Услуги посредников, которые предлагают привезти автомобиль в Россию «под ключ», становятся всё более востребованными, несмотря на их стоимость в диапазоне 100–300 тыс. рублей.
Эксперты отмечают, что дилеры сосредоточились на импорте автомобилей премиум-класса, где возможна наибольшая маржа. В то время как более доступные модели всё чаще привозят частные посредники. В основном речь идёт о подержанных автомобилях из Европы и Азии, возрастом до трёх лет и с небольшим пробегом. Эти машины становятся привлекательной альтернативой новым китайским и российским автомобилям.
Евгений, один из посредников, рассказывает, что выбирает автомобили вместе с партнёром, с которым ездит по Европе. Наиболее оптимальными он считает машины 2019–2020 годов выпуска с небольшим пробегом, что позволяет минимизировать таможенные пошлины. Кроме автомобилей, он также занимается поставкой подержанных запчастей для иностранных машин, ушедших с российского рынка.
Другой посредник, Михаил, объясняет, что поиск автомобиля в Европе начинается после внесения аванса в размере 20%. Процесс выбора происходит через мессенджеры, где партнёр, находящийся в Европе, отправляет фотографии и видео доступных машин. Он отмечает, что этим летом количество заказов значительно возросло, и процесс нередко осложняется волнениями клиентов, для которых это первый опыт покупки автомобиля за границей. По словам Михаила, автомобили с объёмом двигателя более 1,9 литра чаще всего доставляются в Россию через Турцию.
Однако покупка автомобиля через непроверенных частных посредников связана с рисками. Среди возможных проблем – скрученный пробег, сокрытие фактов аварий или перекраски автомобиля в прошлом.