В результате активного наступления на российский рынок, в 2023 году Китай обогнал Японию и Германию, став крупнейшим экспортером автомобилей в мире. Каждый день количество китайских автомобилей на дорогах увеличивается, и местные бренды уже захватили более 60% доли, принадлежавшей ранее западным производителям, покинувшим рынок России.
Содержание
Что говорят российские интернет-пользователи
Для выяснения мнения российских пользователей о китайских автомобилях, компания RQ Agency провела анализ поисковой выдачи по топ-15 брендам китайских автомобилей, имеющим представительства в России. Результаты исследования были представлены “Китайским автомобилям”.
Какие бренды были включены в исследование
Специалисты RQ Agency изучили более 640 ссылок поисковой выдачи в “Яндекс” и Google по брендовым и репутационным запросам. В исследование вошли 15 популярных брендов от Chery, Haval и Geely до Kaiyi и Hongqi. Интересно, что в список попал Lynk & Co, не имеющий официального представительства на российском рынке, но автомобили этой марки доступны в России.
Преимущественно лидируют автомобильные порталы в поисковой выдаче. Это в основном площадки, где можно купить автомобиль, а также оставить отзыв и поставить оценку. Популярными также оказались сайты-отзовики и страницы дилеров.
Запросы пользователей были разделены на брендовые и репутационные. По результатам исследования было установлено, что брендовые запросы содержат единичные и не критичные случаи негатива, например, как у бренда Great Wall: на странице с объявлениями о продаже автомобиля был перечень статей, некоторые из которых имели негативный характер.
Репутационные запросы включали описание негативного опыта автолюбителей, часто в сочетании с преимуществами автомобиля. Например, низкая цена сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения от владения.
Основные заботы пользователей связаны с наличием запчастей на китайские автомобили: не все дилеры имеют их в наличии, и логистика достаточно сложная. В случае поломки автомобиля ремонт может затянуться на неопределенный срок.
Как распределилась доля негатива по брендам
В ходе исследования была определена доля негативных отзывов по каждому из брендов, а также их основные причины.
Больше всего страниц с негативной информацией оказалось у брендов Great Wall и FAW – по 70%. Еще шесть брендов имели от 50% до 70% негативных отзывов, включая Chery, Dongfeng, Geely, Omoda, JAC и Tank.
По остальным семи брендам доля негативных отзывов составляла менее 50%. При этом в лидерах оказались Lynk & Co и Jetour – 15 и 20% соответственно.
Чем недовольны пользователи
Самыми распространенными причинами негатива являются:
- Частые поломки;
- Высокий расход топлива;
- Отсутствие запчастей в наличии или их высокая стоимость;
- Плохое качество металла;
- Шумная подвеска.
Среди плюсов китайских машин наиболее часто отмечают:
- Красивый дизайн кузова и салона;
- Богатое функциональное оснащение;
- Низкую стоимость по сравнению с европейскими производителями в аналогичном сегменте.
Заключение
Хотя китайские автомобили еще далеки от популярности европейских брендов на отзывных сайтах, наблюдается активный интерес и разнообразные мнения пользователей. Некоторые уже приняли новую реальность и изучают рынок, в то время как другие продолжают выражать сомнения относительно надежности и качества китайских автомобилей.