С 1 октября 2024 года в России вступили в силу новые ставки утилизационного сбора на иномарки, которые увеличились в среднем на 70–85%. В дальнейшем планируется ежегодное повышение ставок на 10–20% начиная с 1 января. Дилеры, опрошенные «Российской газетой», поделились мнениями о том, какие марки и модели автомобилей могут покинуть российский рынок.
Технический директор автомобильного маркетплейса Fresh, Максим Рязанов, подчеркивает, что увеличение утилизационного сбора негативно скажется на стоимости автомобилей с двигателями объемом более 3 литров, за которые придется платить около 2–2,5 миллиона рублей утильсбора.
«Поскольку большинство таких моторов устанавливаются на автомобилях, ввозимых в Россию параллельным импортом — например, Hyundai Palisade, Kia Carnival, Jeep Grand Cherokee, BMW X5 и Mercedes-Benz GLS — дилерам будет невыгодно их поставлять, особенно учитывая, что авто, привозимые из третьих стран, уже стоят дороже из-за возросших затрат на логистику и оформление документов», — поясняет эксперт.
Также он считает, что с рынка могут уйти менее популярные китайские бренды, такие как Livan и FAW, продажи которых за первое полугодие 2024 года составили всего 1 700 и 3 441 единиц соответственно, несмотря на их сравнительно низкую цену. «Если цены вырастут из-за увеличения утилизационного сбора, спрос на эти модели может окончательно исчезнуть, и импортировать их станет невыгодно. Однако не стоит беспокоиться о их уходе — на российском рынке представлено 40% всего экспорта китайских автомобилей, и даже если некоторые бренды исчезнут, на их место придут новые», — добавляет Рязанов.
В то же время Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг, уверена, что никто не покинет рынок исключительно из-за повышения утильсбора.
«Цены вырастут равномерно по всему рынку в зависимости от класса утильсбора (объем двигателя 1–2 литра, 2–3 литра и т. д.). Сейчас наблюдается большой отложенный спрос — люди хотят купить автомобили, но откладывают покупки», — комментирует она.
По словам Байбароши, если раньше разница в цене в 50–100 тысяч рублей влияла на выбор автомобиля, то теперь разница в 200 тысяч рублей не воспринимается серьезно. «Рынок изменится, и потребители адаптируются к новым условиям. Цены возрастут, и степень различия между автомобилями уменьшится. Выбор будет определяться в диапазоне: «что купить за плюс-минус три миллиона». Но автомобили все равно будут покупаться, так как они необходимы как гражданам, так и бизнесу», — заключает она.